Главная Традиции Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар»
×

Ошибка

There was a problem loading image prokuror.jpg
There was a problem loading image pojar_avto.jpg
There was a problem loading image 120724_kr.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image akademia_borbi.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image elka2.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg

Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар»

Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар»Устное народное творчество калмыков богато и многообразно. Это сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, благопожелания и эпические песни. Но особое место в этой сокровищнице занимает калмыцкий героический эпос «Джангар».

На протяжении многих веков, а некоторые исследователи считают, что «Джангару» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавая из поколения в поколение, из уст в уста. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, «Джангар» по-прежнему является самым ярким, любимым произведением народа, став в его сознании священным. Подчеркнем, что все это бесценное богатство сохранилось в памяти народа благодаря нашим предкам-сказителям, знавшим наизусть все песни о героях эпоса.

«Джангар» представляет огромный интерес не только тем, что в нем рассказывается о героизме, храбрости и отваге калмыцких богатырей. А и тем, что в нем таится кладезь народной мудрости и житейского опыта, национальных традиций и обычаев, культуры и духовности. Эпос – это бесценный источник на-родной педагогики. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры, языка и духовности, для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения. Вековые морально-этические традиции, описанные в эпосе, позволяют говорить о том, что наши предки жили по принципам истины, добра и красоты.

Говорить обо всех традициях, описанных в эпосе, можно очень долго. Возьмем лишь несколько примеров.

Среди калмыков бытует такая пословица: «Без похвалы нет богатыря». Вот и в эпосе мы читаем магталы (восхваления) каждому из 12 богатырей – богдо-хану Джангару, выносливому Саналу, сильному Савру Тяжелорукому, мудрому Алтан Чеджи, красивому Мингияну, златоусту Ке Джилган, Алому Хонгору и т.д.

В прежние годы старики, начиная разговор, расхваливали собеседника, родственников, соседей. Тем самым поднимали дух друг у друга, поддерживали авторитет и вселяли уверенность в собственных силах. К примеру, парня из своего хотона старики никогда не ругали. Наоборот, характеризовали его как высокого, статного, умного и красивого, который, как и его отец, является мастером на все руки.

Поэтому не удивительно, что в эпосе у каждого богатыря есть свой магтал, присущий только ему. Например, из магтала Гюзян Гумбе можно узнать, какими качествами обладал именно он:

Когда садился он свободно,
то занимал место 50 человек.
Когда садился он,
сжимая свое тело,
то занимал место 25 человек.
Вот такой был Гюзян Гумбе.

У калмыков-мужчин не принято было хвалить свою жену. Но в эпосе есть исключение - магтал жене Джангара Ага Шавдал.

В эпосе много раз описывается и обычай произносить благопожелания. Когда богатыри Страны Бумбы отправлялись в дальний путь по заданию Джангара, то их благословляли перед отъездом, произносили йорялы.

Возьмем главу, где Буурл галзн мёртя Булгрин коовун, догш хар Санл уезжал, то его напутствовали следующими словами:

Пусть в твоих делах поможет бог,
По обычаю поверни свои золотые вожжи направо.
Счастливого возвращения желаем
И приземлиться у ворот дворца Джангара.

Перед дальним походом богатыри обязательно ходили в хурул. Вначале три раза по часовой стрелке обходили хурул, три раза кланялись, затем входили вовнутрь. Лама давал им аршан, читал молитву и потом произносил благо-пожелание.

В эпосе хорошо описан обычай дарения. Богатыри одаривали друг друга дорогими вещами, при этом приговаривали, что они помогут им на чужбине победить врага. К примеру, Санал перед своей дорогой получил в дар от Савра ээв балт. Хонгр подарил ему улдян. Гюзян Гумбе – кинжал.

В «Джангаре» описывается обычай, которому следуют и сегодняшние калмыки, хорошо знающие обычаи своего народа. Это традиция правостороннего движения. Отправляясь в дорогу, богатыри обходили дворец Джангара справа налево и кланялись каждому углу здания.

Обычай уважения и почитания старших по возрасту, сану и родству также широко показан в эпосе. К примеру, богатырь Кюнкян Алтн Чедж всегда садился справа и на первом месте. Когда он начинал говорить, то всё вокруг замолкало, и устанавливалась полная тишина, в которой люди внимательно слушали богатыря.

Богатырь Орчлнгн Сяяхн Мингиян был среди других самым молодым. Поэтому, обращаясь к Джангару, он говорил: «Великий мой Джангар».

С таким же почтением и уважением к Джангару обращались и все другие богатыри. Выполняли его задания всегда точно и от всей души. Перед дальней дорогой заходили во дворец Джангара, где, обязательно прикоснувшись лбом к ханскому столу, получали благословение.

Надо отметить, что богатыри и между собой были уважительны и почтительны. Друг к другу обращались только на «Вы».

Богатыри, сидевшие с правой стороны Джангара, первыми начинали разговор. В главе про Орчлнгн Сяяхн Мингияна есть такой эпизод: Джангар сидит и плачет, вытирает слезы рукавом своего платья. Кюнкян Алтн Чедж, заметив это, попросил Алого Хонгора узнать причину.

Хонгор в ответ говорит: «Раньше Вас, сидящего с правой стороны, я с левой стороны не имею права спрашивать».

В эпосе есть еще такой прекрасный обычай - богатыри никогда и нигде не оставляют друг друга без внимания и братской поддержки. Они готовы прийти на помощь в любую минуту. Савр Тяжелорукий говорит: «Давайте будем братьями». Алый Хонгор говорит: «Давайте в этой жизни Мингияну будем братьями».

В Стране Бумбы с нетерпением ждали возвращения богатырей из дальних походов. А богатыри всегда с честью выполняли задание Джангара и возвращались до-мой с победой. Дома их встречали с большим почетом и устраивали праздничное пиршество, которое продолжалось семью-семь сорок девять суток.

Наш народ любит и бережно хранит мудрое и чистое искусство своих предков – героический эпос «Джангар». Смелые, мужественные и благородные калмыцкие богатыри, отдававшие жизни свои во имя Родины, служат ярким примером для подражания. Даже само слово эпоса, поэтичное и музыкальное, глубоко влияет на человека и, проникая в его душу, делает чище и благороднее.

Современная молодежь должна стремиться быть похожими на своих далеких предков – богатырей: быть смелыми и отважными, сильными и целеустремленными, уважать старших, помогать слабым, соблюдать национальные традиции и обычаи, быть внимательными друг к другу, трудиться на благо семьи и Родины, не бояться трудностей и учиться новым знаниям.

Клятва богатырей Джангара

Софья Ользеева/Известия Калмыкии.