Главная История Переход (Глава 2)
×

Ошибка

There was a problem loading image arest_avto.jpg
There was a problem loading image park.jpg
There was a problem loading image kassa.jpg
There was a problem loading image piylnya-.jpg
There was a problem loading image les.jpg
There was a problem loading image mftc.jpg
There was a problem loading image pagoda2.jpg
There was a problem loading image hural.jpg
There was a problem loading image sud.jpg
There was a problem loading image arest1.jpg

Переход (Глава 2)

КалмыкПродолжение статьи, посвященной событиям 70-х годов XVIII столетия.

(Глава 1)

ЧАСТЬ I. ПЕРВОЕ СТОЛЕТИЕ

Ремарка №1

Вся история человечества это по сути дела история образования и распада империй и войн между ними. Империи, как известно, в отличие от «союзов», никогда не образуются добровольно, они формируются в результате кровавых объединительных войн. Но, всё что имеет начало, имеет конец. Империи, просуществовав примерно от десяти (Третий Рейх) до двухсот лет (империя Чингисхана, Российская империя), начинают распадаться на «суверенные» государства и княжества. После небольшого затишья вновь начинается процесс «созидания» империй, инициатором которого является этнос, обладающий наиболее мощной и агрессивной энергетикой («пассионарностью»). Во главе этого процесса стоит Великая Личность, и чем мощнее его личная энергетика, тем дольше сохраняется созданная им империя (Александр Македонский, Чингисхан, Петр I, Наполеон, Ленин). В созданных империях Император заново перекраивает границы империи, делит территорию между наследниками (Чингисхан), дарит (Хрущёв) или продаёт часть территории другому государству (Александр II и Аляска). Иногда бывает, что император «отпускает» какой- либо порабощённый этнос на « вольные хлеба», снабдив его «приданным»- крепкой государственностью (Ленин и Финляндия, Горбачев и Прибалтика). Некоторые этносы хотят уйти сами, без разрешения. Но, после «показательной порки», одним это удаётся (абхазы), другим нет (чеченцы). К сожалению, перекройка границ даром не проходит, при распаде империй некоторые этносы оказываются по разные стороны границ «суверенных» государств, начинается национально- освободительная борьба за воссоединение (нагорно-карабахский конфликт, грузино-осетинский). «Парад суверенитетов» сопровождается взаимными территориальными претензиями по принципу «вас тут не было!» (Крым), « да мой дед здесь родился!» (сербско-албанский конфликт) и т.д. В конце концов, всё «устаканивается», наступает «золотой век», когда «волки сыты и овцы целы». Потом всё начинается сначала.

Смутное время

Империя Чингисхана распалась на четыре «федеральных округа» (улусы), по числу его сыновей. Улус старшего сына Джучи («Золотая Орда») распался на множество ханств: Казанское, Ногайское, Сибирское, Московское, Крымское. Ойраты оказались в другом «округе» - Улусе Великого хана Угэдея. Известно, что после того как сын Угэдея, Третий Великий Хан Куюк, был отравлен, все его семейство (жены, дети, родственники) было отправлено в ссылку в его «родовое имение» - Джунгарию. Как всегда распад империи сопровождается главной «головной болью» - вопросом, кто же является «право- преемником» распавшейся империи. Если при распаде СССР этот вопрос был решен в пользу России практически безболезненно, то в то далёкое время проблема правопреемника Великой Империи Чингиса приобрела драматический оттенок. Корень проблемы заключался в решении ключевого вопроса – кто из потомков «Потрясателя Вселенной» более «чингисханистый». Потомки линии Джучи-Батый?

Но как это сделать, если сам факт рождения Джучи, не смотря на законность (признание его как сына самим отцом, т.е. Чингисханом), легитимность (т.е. моральное удовлетворение) вызывала сомнение? Мы знаем, что Бортэ, жена Чингисхана сразу после свадьбы попала в плен к меркитам и, не могла ответить на вопрос Темуджина: кто отец ребёнка? (Исай Калашников «Жестокий век»). Л.Н. Гумилёв соглашался, что эти сомнения имели под собой основания, во – первых, Джучи был брюнетом, в отличие от отца и братьев, у которых были рыжие волосы и зелёные глаза, во- вторых, он был по духу и энергетике скорей поэтом – лириком, нежели воином: большой любитель женщин, поэзии и искусств, не любил воевать. В – третьих, таинственные обстоятельства смерти Джучи в молодом возрасте. Официальная версия – смерть наступила в результате падения с лошади во время охоты. Монгол упал с лошади? Это что-то невероятное! Некоторые историки считают, что в смерти сына был заинтересован сам Чингисхан (перелом шейных позвонков в «типичном месте», недостаточно тщательная проверка обстоятельств трагедии). Легенды повествуют, что его младший брат Чаадай, по внешности и характеру больше похожий на отца, однажды во время ссоры с Джучи обозвал его в присутствии посторонних «меркитским выродком» (Л.Н.Гумилёв). Естественно, в то время никаких анализов ДНК не существовало, и сомнение в легитимности потомков Джучи существуют до сих пор, хотя лично я считаю, что Джучи был законным и легитимным сыном своего отца. Поясняю свою позицию.

Ремарка №2

У ойратов, существовал древний обычай, возведённый в ранг «железного закона» - если в результате набегов на другие улусы добычей воина становилась женщина, то она в доме нового «господина» проходила месячный, а чаще, двухмесячный «карантин» - «цер». Во время «карантина» старшие женщины рода, тщательно её обследовали: не больна ли вновь прибывшая женщина различными заболеваниями (туберкулёз, различные инфекции), не беременна ли она (чтобы не кормить потом чужого ребёнка), присматривались к её характеру: годна ли она к функции жены и матери, или она способна на роль только служанки (т.е. смотрели «тохм»). У женщины дважды должны были пройти «критические дни» и только после этого «тестирования» мужчина мог «познать её красоту». Известно, что Темуджин и Бортэ поженились в середине мая, а Джучи родился на следущий год здоровым и доношенным ребёнком в середине февраля. Если Бортэ подвергалась процедуре «цер» и отцом ребёнка был меркитский багатур, то первенец Чингисхана должен был родиться на месяц-два позже, т.е. в марте или апреле. Не думаю, что у меркитов были какие - то исключения из этого неукосни- тельного правила.

Смутное время (продолжение)

Если не потомки Джучи, то может быть потомки Чаадая? Но известно, что сам хозяин Улуса - огромной территории, включающей в себя страны Средней Азии и прилежащие районы: Семиречье, и часть северо-запада Китая – Кажгарию, никогда не претендовал на отцовский престол. Выполняя заветы отца, он своим авторитетом «Хранителя Ясы» (что-то вроде Генерального Прокурора Им- перии) помог Угэдею стать Великим Ханом. Известно, что суровый по характеру и жёсткий Чаадай, очень любил своего рыжеволосого и зеленоглазого братишку. Они часто встречались на границе своих улусов и вместе охотились. Интересно, что после смерти Угэдея, Чаадай прожил всего один год. Им обоим было едва за сорок. Говорят, он сильно тосковал по брату и сердце его не выдержало. После смерти Хранителя Ясы, потомки четвёртого сына Чингисхана, Тулуя, стали «перекраивать конституцию» под себя, что явилось началом «вселенского раздрая».

Ойраты же, придерживаясь принципа «незыблемости Ясы», по простоте душевной поддержали «партию Угэдея». Казалось бы всё по закону, а не «по понятиям»: Угэдея своим наследником объявил сам Чингисхан, какие проблемы? Когда после смерти последнего, трон унаследовал его сын Куюк, все выглядело естественно и пристойно. То, что Батый и Куюк терпеть друг друга не могли, ойраты знали, но не придавали этому большого значения: подумаешь какие-то детские обиды между двумя двоюродными братьями! Но, ойратские нойоны не заметили, что Батый становится «политическим супертяжеловесом» и военная аристократия недовольная политикой модернизации власти предпринятая Угэдеем, будут делать всё, чтобы устранить Куюка и протолкнуть на трон «своего» - сына Тулуя - Менке, который и стал Четвёртым Великим Ханом(1251-1259г.г.). Процедура утверждения Менке великим ханом на Курултае прошла не без «ложки дёгтя»: вдова Угэдея, бывшая Императрица Торогэнэ-хатун публично назвала эту инаугурацию фарсом и узурпацией власти, что явилось причиной ссылки её саму, детей и внуков в Джунгарию.

«Политическая наивность» ойратских правителей тех лет дорого обошлась их потомкам: через пять столетий Джунгария была уничтожена с особой жестокостью, даже по меркам тех суровых времён.

Интересно наблюдать, что даже сейчас, когда на дворе XXI век, не стихают споры о «наследии Чингисхана». Наши «заклятые друзья» казахи на полном серьёзе доказывают, что Чингисхан был казахом (хотя половцев он «гонял» по Великой Степи со страшной силой, и к тому же не знал тюркского языка). Допускаю, что у него в гареме были прекрасные казашки, но то, что уйгурам, было запрещено ездить на лошадях и средством передвижения у них были ишаки, это широко известный факт. Ведь Чингисхан не считал ислам религией воинов и кочевников, для него это была религия скорее, ремесленников и горожан. Хотя, сам он был типичным язычником-тенгрианцем. По законам Ясы, мусульманам запрещалось совершать омовения вблизи открытых водоёмов (охрана природы, однако!), и нарушение этого закона каралось немедленной смертью.

То что, казахские мужчины несли воинскую повинность в монгольских вооруженных силах и проявляли чудеса храбрости на полях сражений, ещё не говорит том, что они потомки Чингисхана. С таким же успехом, восторгаясь подвигом 28 «панфиловцев» можно утверждать, что Сталин был выходцем из Большого или Среднего Жуза, что при нынешнем уровне историографии можно доказать, как «два пальца об асфальт»!

И, совсем симпатично выглядят наши братья-славяне, с не меньшим жаром доказывающие, что Чингисхан был… русским?! В качестве доказательства взяты его фенотипические признаки: высокий рост, блондин (зеленоватые глаза путают с водянисто-голубыми, и красновато-рыжие волосы путают с «соломенным» светом волос). Лев Гумилёв эти фенотипические особенности объяснял тем, что предки Чингисхана вероятно во времена «царя гороха» происходили из каких-то народов Северного Ирана, поселившихся по руслу реки Онон (река Сайгачья, «ооно»- по-монгольски антилопа, по-калмыцки сайгак - «гёряясн») на территории нынешней Иркутской области. В качестве примера могу привести свою скромную персону (да простят меня бурханы и мои читатели!). Мои предки по отцовской линии принадлежат к кости «оонын-тяячуд», т.е. «тайчиуды с реки Онон». Мой дед, мой отец и его брат (мой дядя) имели рыжеватые волосы на голове и чуть рыжевато-красноватые волосы на подбородке. Глаза зеленоватые, что однажды моя зеленоглазая сестрёнка в конце 50-х годов, сидя на коленях у отца и рассматривая его лицо неожиданно спросила: «Папа, а кто тебе в глаза табак насыпал?», что вызвало весёлый смех в нашей многочисленной семье. У двух сестёр отца глаза зелёные, а про внешность калмыки говорят: «тююка шар». И таких калмыков можно встретить на каждом шагу, но сказать, что у них русские корни, они не решатся. Так что прав был Поэт, когда сказал: «Чуваш говорит, что Ленин чуваш, кумык говорит, кумык».

С распадом империи Чингисхана для ойратов закончился «золотой век». Гвардейцы Великого Завоеателя должны были решить вопрос: как нам обустроить Джунгарию? Как оказалось, это было весьма непростым делом.

Источник: Элистинский курьер от 15 мая, Эрдни МИХАЛИНОВ.



Добавить комментарий