Главная Религия Власти Калмыкии пустили шапку по кругу
×

Ошибка

There was a problem loading image azs.jpg
There was a problem loading image prokuror.jpg
There was a problem loading image pojar_avto.jpg
There was a problem loading image 120724_kr.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image akademia_borbi.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image elka2.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg

Власти Калмыкии пустили шапку по кругу

Власти Калмыкии пустили шапку по кругуВ республике начат сбор средств на выкуп коллекции буддистских артефактов

Власти Калмыкии и общественные активисты Степной республики намерены вернуть на родину собрание буддистских реликвий, которые были утрачены в 40–50-е годы ХХ века. Для выкупа артефактов, которые сейчас находятся в одной из частных московских коллекций, потребуется собрать пожертвования в размере более 200 млн руб. Возвращение в Элисту реликвий не только станет важным событием в жизни республики, но и повысит ее туристическую привлекательность.

«Собрание буддистских реликвий состоит из 800 экспонатов, – рассказал «НГ» вице-президент благотворительного фонда по возвращению реликвий «Наследие» Сергей Сена. – В основном это тканевые иконы – танка, шутяны, бронзовые, позолоченные и серебряные скульптурные изображения божеств из буддийского пантеона, курительницы, амулеты и т.д. Жемчужиной собрания является уникальная танка предположительно XVI века. Эта икона на ткани была, видимо, создана еще до прихода калмыцких племен из Джунгарии в Нижнее Поволжье».

Несколько сотен буддистских реликвий некоторые уже называют калмыцкой Янтарной комнатой. Составляющие коллекцию предметы имели разную судьбу. Некоторые были изъяты органами советской власти или просто похищены в 20–30-е годы ХХ века в период массового закрытия буддистских храмов – хурулов – в Калмыкии. Другие реликвии, которыми владели семьи, передавая их из поколения в поколение, были утрачены в годы депортации калмыцкого народа в Сибирь.

К счастью, буддистские реликвии не были вывезены из страны и в итоге оказались в руках одного из московских коллекционеров. После его смерти собранием буддистских реликвий владеет его дочь. «В коллекции есть предметы, которые оцениваются экспертами в несколько тысяч долларов, стоимость других превышает несколько сотен тысяч долларов», – сказал Сергей Сена. По данным «НГ», нынешняя владелица собрания буддистских реликвий готова продать коллекцию за 5 млн долл. Хотя, по мнению экспертов, ее оценочная стоимость в два – два с половиной раза выше.

В 1999 году собрание буддистских артефактов экспонировалось в Элисте. По согласованию с тогдашним президентом республики Кирсаном Илюмжиновым выставка задержалась в Элисте в выставочном зале Сити Чесс до 2005 года. Ходили слухи, что тогда уже велись переговоры о покупке калмыцкими властями всей коллекции, но якобы продавец и покупатели не сошлись в цене.

Нынешний глава Калмыкии Алексей Орлов также поддержал идею выкупа собрания реликвий. Созданный летом 2014 года благотворительный фонд «Наследие» начал сбор пожертвований. Необходимые для выкупа коллекции средства рассчитывают собрать в течение ближайших двух лет. О серьезности намерений организаторов проекта свидетельствует участие в нем гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и настоятеля центрального элистинского хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анжа-ламы.

Ожидается, что пожертвования обычных граждан составят не более 10–15% от общего размера необходимой суммы. Организаторы проекта возвращения буддистских раритетов на родину рассчитывают не только на состоятельных людей в Калмыкии, России, Монголии и западных странах, где существуют сильные калмыцкие диаспоры, но также на всех поклонников учения Будды, которых немало и среди звезд Голливуда. В Калмыкии уже возникли инициативы о перечислении для выкупа буддистских реликвий однодневного заработка работниками различных организаций.

По словам первого вице-премьера республиканского правительства Шамиля Ильясова, «эти замечательные произведения, созданные неизвестными мастерами, по праву могут считаться народным достоянием»: «Кроме художественной ценности предметы коллекции, по словам очевидцев, исцеляют. Лично я слышал об удивительных случаях выздоровления тяжелобольных людей, побывавших на выставке реликвий в 1999–2005 годах. Возможно, это был эффект плацебо. Но не стоит забывать, что культовые предметы создавались по особой рецептуре: из пигментов животного происхождения, соков ароматических растений, крови лам. Это намоленные экспонаты. Они просто обязаны быть на родине, приносить благо калмыцкому народу». Ожидается, что возвращение собрания буддистских реликвий в Элисту станет крупнейшим событием в религиозной жизни.

Впрочем, пока остается открытым вопрос, где именно будут храниться выкупленные артефакты. Согласно недавно проведенному опросу, большая часть жителей Калмыкии выступает за то, чтобы предметы культа вернулись в хурулы республики. «Однако это фактически приведет к ликвидации коллекции как единого целого, что вряд ли целесообразно», – говорит Сергей Сена. Выставочные залы Национального музея Калмыкии также, по мнению экспертов, не являются идеальным местом хранения и экспонирования реликвий.

По мнению Сергея Сены, имеет смысл создать новый, отдельный культурный объект – сокровищницу буддистских реликвий. «Это не только позволит хранить и демонстрировать коллекцию целиком, но и создаст новый объект туристической привлекательности. Безусловно, это будет способствовать развитию туристического бизнеса в Элисте и соответственно наполняемости городского бюджета».

Источник: Независимая газета/Андрей Серенко.