Главная История Калмыцкие племена: Багацохуры
×

Ошибка

There was a problem loading image sud.jpg
There was a problem loading image onBA40Ayu.jpg
There was a problem loading image doktor.jpg
There was a problem loading image pagoda1.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg
There was a problem loading image saygak.jpg
There was a problem loading image musorki.jpg

Калмыцкие племена: Багацохуры

Калмыцкие племена: БагацохурыВо времена правления хана Аюки (1669-1725 годы) его личным феодальным владением (доменом) был Большой Торгоутовский (Цохуровский) улус. После его смерти улус был разделён между 6 сыновьями и внуками правителя. Все торгоуты, входившие в домен Аюки-хана, назывались «цоохур–торгоутами», что можно перевести как «пёстрые» или «смешанные» торгоуты. Позже Цохуровский улус разделился пополам - на Икицохуровский и Багацохуровский улусы. Сын Аюки Дондук-Омбо, будучи претендентом на ханский престол, унаследовал Бага-Цохуровский улус, а Икицохуровский отошёл к его младшему брату Бокширге.

Общая численность этих двух улусов достигала более 6000 кибиток. После смерти хана Дондука–Омбо в 1741 году возник вопрос о наследниках по Багацохуровскому улусу. А цена вопроса составляла 2420 кибиток. Законное право на наследование предъявили малолетние дети Дондука-Омбо от его последней женыкабардинки Джан, а именно Рандул, Додьби, Ассарай и Джубасар.

Жёсткую конкуренцию им составили дети старшего сына Дондука-Омбо (от его «старшей» жены Никбы) наследника Галдана-Нормо: Цебек-Дорджи, Кирип и Аксахал. Между конкурентами разгорелась нешуточная борьба. В конфликт пришлось вмешаться царскому правительству. По его указу Багацохуровский улус был разделён «по справедливости»: трём сыновьям Галдана–Нормо выделили всего 604 кибитки. Четырём сыновьям от кабардинки Джан, которая после крещения стала Верой Дондуковой, дали 1816 кибиток. Четыре сына тоже крестились. Рандул стал Петром Федоровичем Дондуковым (1731-1762), Додьби после крещения был наречён Алексеем Дондуковичем Дондуковым (1734-1781), Ассарай стал Ионой Федоровичем Дондуковым (1736-1781), а младший брат Джубасар получил имя Филипп Фёдорович Дондуков (1738-1762).

После ухода Убуши-хана в 1771 году в Китай, часть торгоудов (1960 кибиток) по пути были отбиты у хана и, по распоряжению астраханского губернатора Н. А. Бекетова, были отданы князю Алексею Дондукову. Таким образом, с учётом наследственных и пожалованных торгоутов у князя А. Дондукова оказалось всех калмыков в Багацохуровском улусе 3776 кибиток.

БАТУТЫ

Наибольшее по численности племя торгоутов в Багацохуровском улусе составляли батуты. В XIX веке Батутовский аймак Яндыко- Мочажного улуса насчитывал свыше 1000 кибиток. Мелкие арбаны ики-батут и бага-батут находились в Ики-Бухусовском аймаке и арбан цаган-батут в Хончинеровском аймаке Малодербетовского улуса.

Все группы калмыков- батутов имеют одно общее происхождение – они являются потомками ойратского племени «батут» и на Волгу пришли в начале XVII века вместе с торгоудами Хо-Урлюка. Здесь, в низовьях Волги, они попали в разные улусы, утратили исконные племенные отличия, сохранив лишь свой этноним – батуты, что можно перевести как «крепкие» или «стойкие» («бат» – крепкий, стойкий, твёрдый, прочный). Основная масса батутов осталась в Джунгарии вплоть до её гибели в 1758 году.

Из истории Джунгарского ханства известно, что ойраты-батуты участвовали в известном походе Церен-Дондуба (дяди джунгарского хана Цеван-Рабтана) в 1716 году на Лхасу – столицу Тибета. В результате она была взята ойратскими войсками, а фактическим хозяином Тибета стал хан Джунгарии. Отдельные оттоки батутов, предположительно, ушли с хошутским Гуши-ханом и вошли в состав Хошутского ханства на Кукуноре.

Биография видного ойратского учёного Сумбай-Хамбо, который был выходцем из племени «батут», является косвенным свидетельством данного предположения. Вне всякого сомнения, батуты входили в союз древнеойратских племён домонгольской эпохи в составе олётов, батутов, хойтов и кэргудов В старину о батутах Яндыковского улуса бытовала шуточная поговорка: «Туулан тоха урата, баһ -моңһл яста, келн уга, Улан Баатрин үлдл: ундасхларн удгин–улан чаһр билə, үлдврəн һаргадгнь-уулын серкеш».

Что приблизительно можно перевести как: «Уран их «локоть зайца», кость «малые монголы», молчаливые потомки Улан Баатра: жажду утоляют красным вином, а если разойдутся, то - горные черкесы». Мелкие группы батутов в настоящее время можно встретить среди бурятов, халха-монголов, ойратов Западной Монголии и хошеутов Кукунора Китайской Народной Республики.

ЗААМУТЫ

Происхождение и этническая история ойратов-заамутов и их естественных потомков в лице калмыков–заамутов до настоящего времени ещё недостаточно изучены. Известно, что этноним «заамут» встречается среди ойратов Синьцзяна, Внутренней Монголии КНР, Западной Монголии и среди бурятов. Калмыки-заамуты в период существования Калмыцкого ханства жили в пределах «собственного» улуса – Замутовского, который принадлежал зайсангу Лу–Церену.

То, что заамуты являются одним из этнических субстратов калмыков-торгоутов, проживавших в конце XIX века в Багацохуровском и Икицохуровском улусах, а также в Харахусовском и Яндыко-Мочажном улусах, не вызывает сомнения.

По мнению большинства учёных, этноним «заамут» происходит от слова «зам» - длинная дорога, почтовый тракт, почтовая служба и ведомство XIII-XIV вв. в Западной Монголии периода династии Юань. Исходя из этого, предполагается, что заамутами именовали тех ойратов, которые должны были обслуживать почтовую службу юаньских императоров.

Как люди служивые, замуты освобождались от обычных налогов и податей, также они были вне юрисдикции нойонов и тайшей - власть последних на «почтарей» не распространялась. Они имели и другие привилегии, недоступные обычным кочевникам. До революции калмыки-заамуты проживали в Багацохуровском аймаке, который входил в состав Яндыковского улуса. Кроме заамутов, в этом аймаке проживали представители и других калмыцких племён: ашвахин, шонтол и небольшая группа тайчудов.

Среди донских калмыков– бузавов этноним «заамут» отмечен в станицах Батлаевской и Кутейниковской. Этот же этноним встречается среди алтайских торгоудов Западной Монголии (так называемые «тавн сумин торһуд»), а также среди кукунорских хошеутов.

Надо сказать, что среди калмыков заамуты были в особом почёте, так как считались особыми, избранными людьми с привилегиями. Было поверье, что заамуты, как люди, обладающие мистическими свойствами, не боятся удара молнии и якобы тех людей, которых она поражала, могли оживить только заамуты. В старину о заамутах бытовала следующая поговорка: «Заһлма бичкн болвчн, бийин өмндəн шову тəвдг уга, заамут улс цөөкн болвчн, күүнд биян келүлдг уга».

Пословица весьма любопытная, свидетельствующая о высоких моральных качествах представителей этого интересного калмыцкого племени. Прежде чем перевести на русский язык данную поговорку, поясню, что «заһлма» - это название вида хищных птиц, небольшого сокола (вес до 200 г., размах крыльев до 70 см) по-русски называется «кобчик» (лат. Falco vespertinus).

Итак, попробуем перевести: «Хотя заһлма и малая птица, однако, она не упустит впереди летящую птицу [добычу], хотя заамутов мало, никто о них плохого не скажет». В результате различных административно-территориальных изменений Замутовский улус распался, и вследствие этого представители племени оказались в разных Торгоутских улусах, что, естественно, негативно сказалось на жизни племени в целом.

По мнению некоторых учёных ( К. П. Шовунов, Г. О. Авляев) на Дону заамуты появились в 1710 году вместе с торгоутами нойона Бокширги. Позже они вошли в состав так называемой «южной группировки» калмыцких казачьих станиц. Проживали заамуты в основном Көвүдə əəмгт (станица Кутейниковская) и Баһуда əəмгт (станица Батлаевская).

В составе Дербетовских улусов заамуты отсутствуют полностью. Заканчивая свой короткий рассказ о наиболее интересных племенах Багацохуровского улуса, замечу, что в составе этого улуса 18-19 вв. присутствовали особые, специализированные сословные группы калмыков («дархачут» – кузнецы, «мергечут» - стрелки [из лука], «шовучнр» - охотники с ястребом (буквально «птицелов»), «шевнр» - прислужники при хурулах), и в связи с этим возникали различные аймаки с названиями эпонимного (т. е. от общей деятельности) и патронимического (т. е. от общего предка) происхождения. И нам, к сожалению, известных представителей этого рода найти не удалось.

К сожалению, ВРЕМЯ неумолимо. Социальная потребность в стрелках-лучниках, кузнецах и специалистах по ястребиной охоте сошла на нет. В связи с этим их родоплеменные характеристики уже утрачены, а сами аймаки имеют смешанный и разношёрстный состав. Возможно, эта тема ещё найдёт своего исследователя.

Источник: газета Элистинский курьер/Арсланг Куприн.