Главная Статьи Обзор Когда летали самолёты
×

Ошибка

There was a problem loading image kran.jpg
There was a problem loading image chess2.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image arest1.jpg
There was a problem loading image moshennik.jpg
There was a problem loading image karate.jpg
There was a problem loading image vodprava1.jpg
There was a problem loading image khurul5.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg

Когда летали самолёты

Когда летали самолёты7 декабря во всем мире отметили День гражданской авиации. Он был учреждён 21 год назад с целью привлечения внимания к её успехам и новаторствам. Но так уж получилось, что в России говоить о летающих в небе самолётах с людьми на борту в положительных тонах пока трудно. Но есть повод вспомнить о былом.

В это не сразу-то и поверишь, но во времена страны под названием СССР из аэропорта Элисты воздушные суда летали более чем в 25-ти направлениях – Москва и Тбилиси, Баку и Ашхабад, Киев и Минск, Харьков и Саратов… И вот что любопытно – рейсы эти в редких случаях были не под завязку. Одной из причин тому, безусловно, была доступная цена авиабилета. И для людей небедных, и для тех, кто дорожил каждой копейкой.

Например, в столицу нашей родины, куда мечтал попасть, наверное, каждый советский гражданин, из столицы Калмыкии можно было долететь на Як-40 всего за 29 рублей. В Киев – за 28, в Харьков – за 20, в Ростов-на-Дону – за 13, а в Астрахань и Волгоград – за 12. Самым дорогим считался перелёт в столицу Белоруссии – 36 рублей, но и этот тариф никого по большому счёту не пугал. Сам, помню, в 1981 году летал в Минск на встречу с армейскими сослуживцами и не без труда достал билет через соседа-авиадиспетчера.

Кроме того, в четыре райцентра республики (Башанта, Цаган-Аман, Яшалта и Каспийский) летал Ан-2 («кукурузник»). Путешествие на нём экономило время в разы (вместо 4–5 часов – час с небольшим), но при этом было чересчур незабываемым, вытряхивая из авиапассажиров, казалось, всю душу и отбивая всякую охоту полетать ещё раз. Мой одноклассник совершил один такой часовой перелёт и после долго ещё не мог смотреть на «кукурузник», паривший в небе над его родной Башантой. Тошнило его также, когда Ан-2 показывали в каком-либо кинофильме или по телевизору. Аэропорт Элисты тех лет всегда был переполнен с раннего утра до позднего вечера. Но столпотворение там создавали не только авиапассажиры. Многие элистинцы навещали аэропорт из-за …кафе «Полёт», что находилось на втором этаже аэровокзала. Брали там нехитрую закуску (выпивка всегда привозилась с собой) и под видом встречающих попивали водочку или коньячок, глядя на взлётно-посадочную полосу, жизнь на которой бурлила без остановки. Видимо, было в этом времяпрепровождении что-то такое, чего не хватало в городе. А потом с песнями и непреодолимым желанием «продолжения банкета» возвращались в Элисту, которая казалась им ещё ближе и милее.

Некоторые студенты в дни стипендий тоже «заныривали» туда, называя аэрокафе по-своему – кафе «Вдали от глаз». От глаз, очевидно, преподавательских и милицейских. А ещё, говорили, в питейном заведении аэропорта почти всегда водилось пиво, а иногда даже пепси-кола – напиток по тем временам божественный. Попивший его вдоволь считался суперменом местного провинциального значения.

С распадом страны, которая все эти блага создавала, аэропорт Элисты становился всё более неузнаваемым. Количество рейсов стремительно сокращалось, и дожились до того, что самолёт теперь летает только в Москву, причём за немыслимые для рядового человека деньги. Гражданская авиация стала авиацией, доступной лишь для определённой группы граждан.

Но аэропорт калмыцкой столицы невзирая на переходы из одних рук в другие продолжает существовать. Без кафе «Полёт», правда, и «икаруса» № 7. Днём с огнём не сыщешь там и былых романтиков, убегавших из города подальше от «чужих глаз». Без заходящих на посадку самолётов и толп встречающих жизнь там точно стала скучнее.

Источник: Парламентский вестник Калмыкии/Андрей Букаев.