Главная Статьи Обзор Опять от меня сбежала последняя «ГАЗелюка»
×

Ошибка

There was a problem loading image mreo.jpg
There was a problem loading image avtomat3.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image 2024-12-24_15-57-58.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image yashalta.jpg
There was a problem loading image pelikan.jpg
There was a problem loading image elcity2.jpg
There was a problem loading image karate.jpg
There was a problem loading image 170124_1.jpg

Опять от меня сбежала последняя «ГАЗелюка»

Маршрутка в ЭлистеМаршрутка в ЭлистеВ столице Калмыкии остро стоит проблема общественного транспорта, лишь по одной простой причине – по причине отсутствия оного. Наверное, это единственный город в России, где нет пассажирских автобусов. Помнится, как много лет назад, по улицам нашего города ходили большие автобусы, и даже ближе к полуночи можно было уехать на любой край города. Теперь те времена канули в вечность. Сейчас в 23.00 на основных маршрутах прекращается всякое движение, а на второстепенных и того раньше. С 21.00 я из любопытства ждал 26-й номер часа полтора, так и не дождался. Это, конечно, безобразие. И как тут быть припозднившимся элистинцам? Ведь, не все могут кататься на такси за 100 рублей. Общественный транспорт в Элисте уничтожен, как подвижной класс при бывшем мэре Радие Бурулове.

Я как-то интересовался транспортнологистическими схемами Петербурга у своего знакомого в Комитете по транспорту в правительстве СПб Сергея Иванова, который дал мне короткую раскладку по теме. Мне кажется, что кое-что можно взять на вооружение, несмотря на огромную разность в финансовых возможностях Элисты и Питера.

В Петербурге пассажироперевозки поделены на социальные и коммерческие линии. Социальные линии – это метро, трамваи, троллейбусы и автобусы большой вместимости. Коммерческие маршруты (их 318) «кэшки»- от литеры «К» -обслуживаются автобусами средней вместимости «Голден драго» («Золотой дракон»), «Ютонги», МАЗы, «Фольксвагены графтеры» и др. (Всего 3015 ед.) Кроме того на коммерческих линиях работают микроавтобусы-иномарки, российских «Газелей» бегает считанное количество.

Стоимость проезда на социальных линиях – автобусы -25 рублей, стоимость маршруток на коммерческих линиях – 30 рублей, кое-где по 35 рублей. Коммерческие линии обслуживают и маршрутки – им выплачивает порядка 11 миллиардов рублей субсидий. Есть план отказа от маршруток, но пока это удобный, быстрый и демократичный вид транспорта. В будущем неминуемо сокращение числа коммерческих линий. Город постепенно хочет отказаться от разделения на коммерческий и социальный транспорт, и тогда установится единый тариф и решится проблема льготный проездных.

Комитет по транспорту Петербурга проводит ежегодно конкурс по маршрутам. На сегодня 21 перевозчик, которые имеют свои диспетчерские, ремонтные базы, новые автобусы и т.д. Есть «пиратские перевозчики», которые нелегально выходят на свой страх и риск на линии. Даже среди официальных перевозчиков есть такое, что маршрутки ставят возле дома, не отрывают билеты, половину «навара» кладут в карманы.

Плюс - в решении проблемы общественных перевозок на основных маршрутах – это выделенные линии, по которым идут большие социальные автобусы. На такой «выделенке» не делают остановок легковые машины, не заезжает иной транспорт. (Запрещено!!! Совсем как в Германии Ferboten!) Эти автобусы, без пробок быстро развозят народ. Но таких линий мало. Невозможно увеличить их количество, ибо растет количество легковых авто. В среднем по России 210 на 1000 человек, в Питере 300 с лишним. Город задыхается от пробок.

Интервалы 15 минут по рабочим дням и с утра до 18.00, дальше перерывы больше. Тем не менее, в пробках стоят все, и интервалы срываются, толпа ругается и матерится. Невозможно по всему городу выделить спецлинии для общественного транспорта - город старый и улицы в таких районах узкие.

О Глонассах (глобальная навигационная спутниковая система). На многих социальных маршрутах установлены Глонассы, и поэтому диспетчерам легко отследить любой автобус. И пассажирам хорошо – для этого есть транспортный портал, куда в режиме он-лайн можно войти и узнать, где ваш автобус или троллейбус движется. Троллейбусы окрашены в зеленый цвет, трамваи в красный, автобусы – синий.

Частные парки не хотят ставить «маячки». Причина – всегда можно раньше уйти с маршрута, когда иссякнет пассажиропоток - и машину можно возле дома можно припарковать. Частник есть частник: нафиг ему бензин жечь, развозя полтора человека.

Конечно, невозможно полностью применить опыт Петербурга, не те «кошельки». А кое-что взять на вооружение можно.

В Элисте по основным линиям надо бы пустить низкопольные (для удобства пассажиров) средней вместимости автобусы и льготным проездом сделать проездные карточки - для этого и кондукторы с валидаторами, которые считывают количество проездов. Ну и «обилечивать» по-старинке. Интервалы обозначить, и на остановках установить расписание, оформить крупным шрифтом и красиво. И тогда Глонассы пригодятся, диспетчера будут регулировать движение, и расписание будет соблюдаться. И в бюджет города пойдут налоги.

Коммерческие маршруты должны существовать наряду с общественным, и обслуживать маршруты должны предприниматели, прошедшие конкурс с лучшей техникой. «Маршрутки» нужны, так как в Элисте очень маленькие промежутки между остановками, и для «газелей» самый что ни есть оперативный простор. Интервалы короткие (не приходится долго стоять) и транспорт быстро доставит пассажира в нужное место. Ими скорее всего будут пользоваться те, кто спешат, и они не будут смотреть на интервал и на разницу в оплате.

В маленькой Элисте единственная магистраль, от которой ответвляются другие линии – это ул. Ленина. Чтобы ее немного разгрузить (и для безопасности людей), необходимо, на мой взгляд, построить 2 подземных пешеходных перехода на самых оживленных местах – на светофоре напротив гостиницы «Элиста», и напротив университета с тремя выходами в «Г» образной форме – через улицу Пушкина и Ленина (на КГУ). И тогда пешеходам не надо ждать зеленого знака светофора, а автотранспорт беспрерывно минует оживленный участок. Чтоб несознательные граждане не бежали поверху, установить ограждения. Вряд ли кто рискнет попасть под непрерывно движущий поток.

Подземную территорию, чтоб не превратили в «нужник», отдать бизнес-структурам под магазины и небольшие кафе. Летом солнце припекать не будет и под землей прохладно. Понятно, что потребуются большие деньги, но когда-нибудь эту проблему надо будет решать.

На коммерческих маршрутах Питера работает несколько бригад калмыков. Работают безупречно. Очень дружны, и хорошо разбираются в технике, мастеровиты. Для них интересы дела превыше всего. Одна газель как машинатехпомощь – запчасти, запаски и т.д. У кого-то из коллег на линии поломка - приезжают и, немного погодя, машина уже на линии. Наших земляков местный люд хвалит. Пассажиры довольны. Хамам и хулиганам лучше не связываться – сразу получат отпор. И пресловутое дружны и здесь сказывается. Они сами шутят: «в чужих краях, мы - не нация, а корпорация».

Чтобы быть объективным надо бы изучить сложную схему взаимоотношений: мэрия-маршрутные такси-пассажиры–ГИБДД и т.д. Наш корреспондент попробовал недельку поработать вместо «газелиста», ведь невозможно стать поваром, не поколдовав над плитой, перевозчиком пассажиров, не покрутив баранку микроавтобуса. Итак, в следующем номере, о буднях тех ребят, что лихо возит нас по городу, беспрерывно сигналя, рывком бросая транспортное средство на остановке, иной пассажир еще не сел и валится на соседей и т.д. и т.п.

Источник: газета «Элистинский курьер»/Санал Дорджиев (номер от 17 мая 2013 года).