Главная Статьи Обзор Охота за банковской картой. Как обезопасить себя от мошенников?
×

Ошибка

There was a problem loading image azs.jpg
There was a problem loading image prokuror.jpg
There was a problem loading image pojar_avto.jpg
There was a problem loading image 120724_kr.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image akademia_borbi.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image elka2.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg

Охота за банковской картой. Как обезопасить себя от мошенников?

Расчеты с использованием банковских карт прочно вошли в наш повседневный быт. У многих карточек в кошельке больше, чем купюр и монет. Это и немудрено: расплачиваться картой удобно и быстро, нет необходимости носить с собой крупные суммы наличности, а при потере карты нужно просто позвонить в банк и заблокировать ее.

Однако деньги можно потерять, и не теряя карту. В прошлом году Банк России выявил свыше 400 тысяч незаконных операций с использованием платежных карт. В 90% случаев мошенники использовали социальную инженерию, чтобы выведать у человека данные его платежной карты и опустошить счет. Жертвой может стать любой, поэтому мы обратились в Отделение Банка России по Республике Калмыкия, чтобы напомнить о наиболее распространенных мошеннических схемах и рассказать о том, как обезопасить свои сбережения на банковских картах.

«Я по объявлению»

Преступники активно используют в своих целях сайты бесплатных объявлений. К примеру, они размещают объявления о продаже товара или оказании услуг. Доверчивые граждане делают заказ и оплачивают покупку, переводя аванс на номер сотового телефона, электронного кошелька или банковской карты, после чего «продавцы» исчезают.

Но чаще всего злоумышленники представляются покупателями. Самая распространенная схема: аферисты звонят людям, разместившим объявление в интернете, и сообщают, что им понравился товар (это может быть дом, квартира, автомобиль и другое), но, чтобы никто другой не приобрел его, они готовы перечислить предоплату на банковскую карту продавца.

Для этого мошенники сначала «выпытывают» данные банковской карты, а затем под предлогом «что-то перевести не получается» - и код безопасности, который банк отправляет держателю карты по смс. В итоге покупатель не только не получает никакой предоплаты, но и лишается денег.

Что делать?

Не стоит совершать покупки у неизвестных продавцов, если у вас требуют предоплату. Если вещь подозрительно дешевая, то это, возможно, мошенничество, и следует отменить сделку. Не сообщайте никому данные своей карты, даже если вас торопят и сулят предоплату за товар.

«Ваша банковская карта заблокирована»

На номер абонента приходит смс о том, что его карта заблокирована. Отправителем, может значиться банк, выпустивший карту, «Банк России» или просто «служба безопасности». Номер отправителя может быть замаскирован под короткий номер службы поддержки кредитной организации с помощью специальных программ. В смс предлагается связаться по указанному телефону с «сотрудником» банка, который объяснит, что нужно сделать, чтобы деньги не были списаны с карты.

Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код и CVC-код (3 цифры на обороте карты), либо предлагают адресату предпринять некоторые действия с использованием банкомата, следствием чего станет списание денег со счета.

Сейчас мошенники пустили в ход еще одну схему: с помощью цифровой телефонии или вирусной программы они имитируют звонок с номера банка и сообщают владельцу карты, что по ней «службой безопасности» зафиксирована «подозрительная операция», а чтобы ее остановить, нужно сообщить кодовое слово. После того, как держатель карты сообщит запрашиваемую информацию, мошенники получат доступ к счету и спишут деньги.

Что делать?

Не следует ни при каких обстоятельствах сообщать неизвестным PIN-код карты, CVC (последние 3 цифры на ее оборотной стороне), кодовое слово и другую персональную информацию. Не рекомендуется записывать коды на бумаге и хранить ее рядом с картой.

Даже если вам звонят вроде бы из банка, не поленитесь сами перезвонить в службу поддержки по телефону, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте вашего банка, и выяснить судьбу своих сбережений.

«В социальных сетях»

В личных сообщениях друг, коллега или родственник обращается к вам с просьбой одолжить денег или отправляет странную ссылку. Скорее всего, его аккаунтом завладел мошенник и рассылает всем подобные сообщения, рассчитывая, что кто-нибудь, да попадется на удочку. Или же незнакомый человек предлагает вам в личку несложную, но очень доходную работу, рассылает ссылки с якобы подробностями непыльного заработка. По такой ссылке вы можете найти разве что вирус.

Не стоит реагировать и на внезапные щедрые предложения и розыгрыши от мнимых представителей известных брендов. Вам могут сообщить о выигрыше в какой-то лотерее, при том, что вы даже не участвовали в ней, предлагать большие скидки, бесплатные товары, деньги за прохождение различных опросов и прочее. Но, чтобы получить вознаграждение или приз, требуется самая малость - сообщить платежные реквизиты карты или паспортные данные.

Что делать?

Если сомнительные сообщения приходят от знакомых, перезвоните им и выясните, действительно ли нужна ваша помощь. Предупредите о взломе аккаунта, чтобы как можно скорее предотвратить возможное мошенничество. Никогда не переходите по сомнительным интернет-ссылкам. А что касается конкурсов и крупных выигрышей, лучше выясните подробности у представителей крупных брендов на официальных сайтах компаний и верифицированных аккаунтах в соцсетях. Просто так запрашивать личные данные, а тем более, данные карты могут только мошенники.

«Пристальное внимание»

В данном случае мошенниками могут оказаться представители сферы торговли и услуг, банковские работники. Принимая для расчета банковскую карту от клиента, они могут сфотографировать, перезаписать или запомнить ее данные, чтобы потом рассчитаться картой в интернете.

Происходить это может совершенно незаметно. Например, заранее включается записывающее видеоустройство, и карту стараются заснять с обеих сторон. Если злоумышленникам это удается, им останется лишь отмотать запись на нужное время и переписать данные карты.

Что делать?

При расчете, передавая карту другим людям, не упускайте ее из виду. Необходимо вводить PIN-код так, чтобы он не был виден посторонним.

Следите за поведением сотрудника, совершающего операцию. Нужно насторожиться, если он ведет себя подозрительно - например, фотографирует вашу карту на мобильный телефон под видом набора номера или сообщения.

Если есть такая возможность, заведите отдельную карту для расчетов через интернет и платежные терминалы и храните на ней лишь небольшую часть ваших средств. Подключите мобильный банк, чтобы отследить операции, которые вы не совершали.

Если вы все же стали жертвой мошенничества?

- Позвоните в ваш банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на его официальном сайте.

- Обратитесь в ближайшее отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией и сохраните его копию с отметкой о приеме.

- Обратитесь с полицию с заявлением о хищении.

Срок рассмотрения такого заявления в банке – в течение 30 дней, если операция была на территории России, и в течение 60 дней – если международной. На возмещение можно рассчитывать, если вы не передавали преступникам личные данные и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания средств. Однако если вы сами сообщили мошенникам пин-код, CVC или смс-код подтверждения, банк не сможет вернуть ваши деньги. Будьте бдительны и помните о кибергигиене!