Главная Статьи Обзор Переселенные властями элистинцы назвали состояние новостроек ужасным
×

Ошибка

There was a problem loading image pagoda1.jpg
There was a problem loading image el_avt15.jpg
There was a problem loading image izmoroz.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image tulip3.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image kran1.jpg
There was a problem loading image savar_tarbaev.jpg
There was a problem loading image 024-12-27_17-12-06.jpg

Переселенные властями элистинцы назвали состояние новостроек ужасным

В Элисте людей переселяют в аварийные новостройкиМасштабная кампания по переселению из аварийного жилья в Элисте обернулась тем, что людям отключили коммунальные услуги и фактически вынудили вселиться в построенные второпях и не прошедшие госэкспертизу дома. Новостройки разваливаются на глазах, огромное количество недочетов до сих пор не устранено, сообщили «Кавказскому узлу» жильцы.

В 2013 году президент Владимир Путин во время визита в Элисту выражал недовольство нарушением сроков подготовки программ по расселению. Четырехлетняя программа в итоге была утверждена, в нее попало 44 дома, признанных властями аварийными. 

«Ваш дом – спичечный коробок»

Три корпуса многоэтажного дома №15, куда переселили элистинцев, расположены в 10-м микрорайоне города – к северу от центра, в районе Колонского пруда и железной дороги. Переехавшие сюда люди рассказали корреспонденту «Кавказского узла», что и компании-застройщики не устраняют многочисленные недоделки в их квартирах.

Во второй и третий корпус в мае 2016 года были переселены жители улицы Хомутникова, расположенной на западе города и застроенной частными домами. Сейчас вся новостройка «трещит по швам», заявила корреспонденту «Кавказского узла» домком третьего корпуса дома Светлана Шаглаева.

«Администрация города, власти республики бездействуют. У них отговорка: все это в марте делалось, лили дожди и прочее, нас торопили, мы вам за месяц сделали дом, какое качество может быть. Но не мы же их торопили! Сделали бы нормально, мы могли переехать и позже. У них же свои сроки. Им надо было отчитаться», – пояснила Шаглаева.

Как говорит домком, с начала заселения и по сей день ей приходится ходить по инстанциям, чтобы добиться устранения недоделок, оставшихся после сдачи дома.

«23 мая 2016 года нам здесь красиво ленточку перерезали. Были глава Калмыкии Алексей Орлов, министр ЖКХ Нелли Ткачева, из Москвы приезжали люди. Мы посмотрели квартиры и сразу увидели недоделки. Полы неровные, трубы ржавые, двери не закрывались – в ванной у меня до сих пор не закрывается. Я сразу написала заявление в ДЕЗ (дирекции единого заказчика, реорганизованные из ЖЭКов. – Прим.). Мне пообещали, что переделают. Никто ничего не сделал», – сказала Шаглаева.

В подтверждение своих слов она показала заявления и ответы из различных инстанций. Государственная жилищная инспекция Калмыкии, в частности, подтвердила «отраженные в заявлении факты некачественной отделки потолков, наличия волосных трещин на стенах и неровности основания бетонных полов под линолеумом». При этом в ведомстве отметили, что устранение выявленных нарушений «является обязанностью застройщика», и передали материалы проверок в министерство ЖКХ республики.

В свою очередь представители министерства ЖКХ в своем ответе обратили внимание, что «заказчиком строительства является администрация города Элисты» и порекомендовали обратиться в тот же ДЕЗ как к «заказчику строительства указанного дома».

«В ДЕЗе сказали: мы передаем ваше заявление подрядчикам, – продолжила Шаглаева. – Дом сдавала компания «АлексСтрой», там говорят: мы ответственность не несем, потому что изначально подрядчиком была ростовская компания. Руководитель «АлексСтроя» еще «успокоил» – мол, дом дает осадку, это нормально, и посмеялся: «Ваш дом – это спичечный коробок», – рассказала Светлана.

По словам домкома, единственное, чего ей удалось добиться от подрядчика – это ремонта потолка в своей квартире и частичного ремонта еще в четырех.

«Но у нас 144 квартиры (во втором и третьем корпусах. – Прим.), – добавила она. – Во многих квартирах штукатурка на потолках обвалилась, у меня самой общая стена вся в трещинах. В стене одной из квартир пришлось установить специальный маяк для наблюдения за трещиной, в некоторых появился грибок, почти во всех меняли полотенцесушители, которые стали протекать сразу после сдачи».

Донести ситуацию до Орлова или Ткачевой, утверждает Шаглаева, жильцам не удается.

«Попасть на прием к ним невозможно. А по телевизору сплошное вранье. Могу им это в глаза сказать. Сейчас уже никого не боюсь. Если они с нами так обращаются, почему мы должны церемониться», – заявила она.

Дом 15 в 10-м микрорайоне – девятиэтажный, а это максимально допустимая этажность в Элисте, отметила в интервью корреспонденту «Кавказского узла» проживающая во втором корпусе Надежда Исяева.

«Естественно, у нас уже сомнения появляются – а могут ли в Калмыкии сегодня строить такие дома? Нас пытались успокаивать – мол, на такую-то глубину сваи забиты. Но мы же не знаем, документов не видели. Если подрядчик говорит: «Ваши дома – спичечные коробки» – как жить людям? Рухнут – мало никому не покажется. Тем более рядом Колонский пруд находится, здесь вода, сыро. И все равно на этом месте поставили многоэтажные дома. Хотя вокруг полно земли», – указала Исяева.

Надежда признает, что на улице Хомутникова, где она жила раньше, были «не очень комфортабельные условия». Но во всяком случае там была развита инфраструктура, продолжила она.

«Это был не отшиб города. Всё рядом: остановки, школы, магазины. А сюда нас вынужденно загнали. Отключили свет, газ – что нам оставалось делать? И теперь кичатся этим, рапортуют, что вовремя сдали людям жилье. А какое жилье, как здесь нам живется, их уже не волнует: «Мы отчитались, чего вы от нас еще хотите?» То, что, согласно документам, подрядчик в течение пяти лет несет ответственность за построенные дома – это просто фикция. Мы вместе со Светланой Шаглаевой осматривали подвал – там все ржавое. И никому нет дела», – заявила Надежда.

По ее словам, в своей квартире она обнаружила строительный мусор «под тонким слоем цемента».

«Полы здесь почти у всех скрипят. Эта «песня» была у меня на кухне и в ванной. Я думала, положу там плитку и скрип исчезнет. Вызвала мастера, он мне говорит: у тебя полы «ходят». Начал их вскрывать, а там строительный мусор: пакеты, целлофановые мешки и все это покрыто тонким слоем цемента. Поэтому полы и скрипели», – говорит Надежда Исяева.

Как жили в аварийном доме, так и переехали в аварийный

Опрошенные на улице корреспондентом «Кавказского узла» жильцы дома №15 также жаловались на недоделки в своих квартирах, а кроме того – на состояние двора.

«Где это видано, чтобы дом построили, а потом проводили туда отопление? Вы посмотрите, что во дворе творится. У нас же все кругом было заасфальтировано. Дорожки были, плитки. А теперь все заново перекопали, глина везде, тропинок нет. Возле детской площадки насыпь. Мы просили управляющую компанию огородить эту насыпь. Ведь когда дождь, снег – все стекает на детскую площадку. До сих пор не сделали. Все во двор течет», – рассказала местная жительница Надежда.

Во дворе «постоянная грязь, это месиво», поддержала Надежду ее соседка Татьяна.

«В феврале поставили остановку. А там грязь, жижа. Поэтому маршрутчики в выходные дни здесь не стоят. Там негде пройти. Так они нашу дорожку разобрали – теперь остановку выкладывают! В нашем доме много пожилых. Здесь было два вагончика, но их владельцам не разрешили торговать, магазины, снесли. Бедные старики по грязи из центра города продукты таскают», – добавила она.

Также Татьяна сообщила об «отвратительном» качестве поставленных в новостройках лифтов.

«Каждый день звоним по лифтам. Не понимаю, почему на нас так сэкономили?», – сказала женщина.

По мнению еще одной местной жительницы, Светланы, их дома трудно назвать новостройками: «одно название, что новый дом – как жили в аварийном, так и переехали в аварийный»

«У нас в коридоре на всю стену трещины, в зале. Мы обои наклеили, они стали рваться. Мастера поначалу пытались замазать, а потом сказали: клейте флизелиновые обои – они будут растягиваться вместе с трещинами. Электропроводка – вообще кошмар, не успеваем лампы менять. Поставили светодиодные – чернеет цоколь. А обычные – через день-два перегорают», – рассказала она.

На уголовное дело недочетов не набралось

Проживающая в первом корпусе дома №15 Юлия Худогулова подала в полицию 23 января заявление, но 13 февраля ей было отказано в возбуждении уголовного дела против генподрядчика строительных работ. Копия постановления полиции имеется в распоряжении «Кавказского узла».

В документе говорится, что проверку дома по заявлению проводил оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции. Полицейский установил, что в доме, куда уже заселились жильцы, не работала котельная.

«Также обнаружено, что некачественно выполнено кровельное перекрытие и ливневые канализации, торцы плит перекрытия некачественно заделаны, отштукатурены и не окрашены, в лифтовых шахтах на чердаках не заделаны стыки, лифты работают с перебоями», – сказано в постановлении.

В подъездах и квартирах полицейский также заметил «огромные трещины» и обваливающуюся кусками штукатурку.

«Кафель местами выложен не до конца. Радиаторы отопления установлены некачественные, дешевые и не соответствующие проекту. Линолеум местами порванный, межкомнатные двери установлены без наличников и перекошенные. В квартирах не установлены устройства пожарной сигнализации, средства телефонизации, радиоточки, антенны общего пользования. В квартирах стоят электрические плиты, подрядчик не установил отдельные электрические счетчики к ним», – продолжает автор документа.

Оперуполномоченный также приводит слова жильцов, обнаруживших трещины в подвале дома и сообщивших, что на первом этаже возле лифта просел пол на один-два сантиметра.

«Примерно в августе 2016 года в подвальном помещении появились кирпичные подпорки, изготовленные из красного кирпича, отштукатуренные, а также металлические подпорки. Причем трещины в подвале между плитами перекрытия постоянно штукатурятся, по всей видимости, работниками ООО «Бетонинвест» (подрядчиком. – Прим. «Кавказского узла») либо управляющей компанией «Престиж», – указано в отчете.

Наконец, полицейский выяснил, что сотрудники Архнадзора при Минстрое республики после возведения дома не выдавали заключения о его соответствии строительным нормам. Разрешение на ввод дома в эксплуатацию было получено от «комиссии по приемке дома», которая была создана «в соответствии с положениями» протокола «российского селекторного совещания с участием заместителя председателя правительства РФ Козака Д.Н. от 28.11.2014 г».

«Также было установлено, что государственная экспертиза завершенного строительства не проводилась», – подчеркивается в постановлении. 

Однако опросить гендиректора фирмы-подрядчика «в отведенные УПК РФ сроки» проверяющему «не представилось возможным». 

«Принимая во внимание то, что сроки проверки истекли и в настоящее время нет достаточных данных, указывающих на состав преступления в действиях генерального директора ООО «Бетонинвест», начальник полиции УМВД по Элисте постановил отказать в возбуждении уголовного дела.

Орлову посоветовали получше контролировать новостройки

22-24 ноября 2016 года Фонд содействия реформированию ЖКХ провел внеплановый мониторинг дома №15. Письмо о результатах проверки, направленное главе республике 5 декабря 2016 года, имеется в распоряжении «Кавказского узла».

Мониторинг выявил наличие в подвале первого корпуса «подпорных элементов под плиты перекрытия здания без проектного обоснования».

«В ходе осмотра дома и жилых помещений на поверхности стены были зафиксированы трещины с различной степенью раскрытия (от 1 до 5 мм); кроме того, при осмотре квартиры №39 была обнаружена трещина в узле сопряжения межкомнатной перегородки с перекрытием (полом) с раскрытием более 3 см, предположительно образовавшаяся в результате просадки пола», – сказано в документе.

Участники мониторинга также говорили с жильцами, и выяснили у них, что «появление трещин в доме носит системный характер, после устранения появляются вновь».

Руководитель фонда призвал Орлова «усилить контроль за качеством жилых помещений, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилья» и «поручить соответствующим исполнительным органам власти в кратчайшие сроки обеспечить проведение обследования перечисленных домов с целью принятия мер по устранению нарушений». 

В 2010 году в Калмыкии было выявлено нецелевое использование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, после чего правление фонда приостановило финансовую поддержку региону. В конце июня 2011 года госкорпорация возобновила финансирование программы капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья, поскольку к тому времени республика выполнила все условия, предусмотренные законодательством. 

Строим плохо, зато много

«Кавказский узел» писал, что 2 февраля глава Калмыкии Алексей Орлов вручил ключи новоселам уже четвертого корпуса дома №15. В тот день в новый 118-квартирный дом переехали 354 человека, которые ранее проживали в ветхих домах, расположенных на улице Хомутникова и в третьем микрорайоне. Общая стоимость объекта составила около 220 миллионов рублей, из них почти 95 миллионов – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, свыше 20 миллионов – деньги из республиканского бюджета, а еще более ста – из местного.

На открытии дома Орлов заявил, что за шесть лет в рамках программы «Ветхое жилье» «почти три тысячи человек справили новоселье», сообщали «Вести-Калмыкия».

Все мероприятия этой масштабной кампании по расселению из аварийного жилья власти планировали завершить до 1 сентября 2017 года. В 10-м микрорайоне им осталось построить еще один дом – на 124 квартиры, отмечало РИА «Калмыкия».

По данным пресс-службы администрации, в трех корпусах 15-го дома проживают более тысячи человек: первый корпус был сдан в мае 2015 года – это 168-квартирная девятиэтажка, куда переселились 623 жителя из 19 аварийных домов на улицах Поповича, Правды, Хомутникова и Очирова; во втором и третьем корпусах квартиры получили 450 человек.

13 января глава Калмыкии поучаствовал в еще одной церемонии открытия новостроек – десяти четырехквартирных домов на улице Дорджиева в поселке Ики-Бурул. Туда из аварийного жилья переселили 89 человек, сообщается на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ. 

В домах Ики-Бурула также имеются серьезные недоделки, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» собственница одной из новых квартир Любовь Фарафонова.

«Два из десяти домов, №8 и №10, были сданы сырыми. Наши дома накрывали в конце декабря. Шел снег, были метели. Крышу накрыли, а внутри все мокро. 20 января нас заставили всех сюда перебраться. В старых домах обрезали газ, свет, воду. А здесь – стены влажные, аж течет с них, испарение такое. Обои отклеились, линолеум вздулся – под ним же тоже мокрый бетон. Я на улицу лет пять уже не выхожу, болею сильно. Приходилось укрываться двумя одеялами, хотя они тоже мокрые были. Сейчас дом немного подсыхает – каждый день окна открываю на час», – заявила женщина. 

Она тоже недоумевает, к чему властям понадобилась такая спешка и зачем надо было переселять людей зимой. Из-за этого, с ее слов, помимо сырости в доме, появились проблемы с водой. 

«Вода у нас на улице, в бассейнах. Но их не утеплили, и они замерзли уже при минус пяти. Пришлось нам лезть в эти бассейны, опускать туда обогреватели. Набирали полную ванную для хозяйственных нужд – и пользовались, пока морозы не кончились. Так эти бассейны еще и протекать стали», – отметила жительница поселка.

Фарафонова направила обращение уполномоченному по правам человека в Калмыкии Евгению Емельяненко. Омбудсмен в свою очередь переадресовал вопросы министру ЖКХ Ткачевой.

15 марта министерство совместно с администрацией поселка и подрядной организацией провело обследование квартиры Фарафоновой. В ответе ведомства говорится, что по результатам проверки выявлено «частичное отслоение обоев в гостиной, наличие двух подтеков в гостиной и спальне из-за образования конденсата в местах примыкания поверхности стен и потолка». Кроме того, в квартире «присутствует запах сырости от недостаточного проветривания помещения и прогревания комнат». 

«Линолеум во всех комнатах находится в хорошем состоянии. Полы сухие. Образовавшаяся просадка грунта возле бассейна с питьевой водой устранена подрядной организацией», – зачитала Фарафонова письмо министра ЖКХ.

Хозяйка обследованной квартиры этим ответом возмущена.

«Я таблетки не успеваю глотать, из-за того, что всю зиму в сыром доме прожила. А они мне пишут – проветривать надо было. В январе я должна была держать окна открытыми?! Что касается бассейна – они там пару ковшей глины кинули, разровняли, вот и все, – утверждает она. – Что ни спросишь у них, говорят: по проекту не положено. Разве подложка под линолеум не положена? На голый бетон наклеили, и то, видать, только по краям. Посередине все вздулось». 

Фарафонова настояла на том, чтобы подрядчик приступил к устранению недочетов в летний период.

«Надо полы вскрывать, чтобы они высохли. У меня еще насекомые какие-то развелись от сырости», – пояснила она. 

Юрист: жильцам надо действовать через Москву

Чтобы добиться защиты своих прав, жильцам новостроек нужно заказать независимую экспертизу в Ростове или Москве, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» юрист компании «Де ЮрЭл» Даяна Корсаева.

Получив заключение, жильцы смогут обратиться в суд «с требованием либо переселить их в пригодное жилье, либо обязать застройщика сделать ремонт – в зависимости от результатов обследования», пояснила она.

При этом, полагает Корсаева, скорее всего собственникам квартир придется «закидывать жалобами Москву», раз в республике проблему решить не получается.

«Надо писать в Москву: в федеральные Госжилинспекцию, Минстрой, прокуратуру, администрацию президента. Причем это можно делать напрямую, минуя нижестоящие инстанции. Жалобы надо подтверждать документально – фотографиями, копиями имеющихся документов, заключениями экспертиз. Все это, естественно, будет спускаться в Элисту. Но если жалоб будет много, есть надежда, что каком-то из ведомств возьмут ситуацию под контроль», – сказала юрист.

Источник: «Кавказский узел»