Главная Статьи Интервью Зашли в тупик
×

Ошибка

There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image pagoda1.jpg
There was a problem loading image el_avt15.jpg
There was a problem loading image izmoroz.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image tulip3.jpg
There was a problem loading image kran1.jpg
There was a problem loading image savar_tarbaev.jpg

Зашли в тупик

Владимир Каруев народный джангарчи, почетный академик Монгольской академии кочевых цивилизаций «Чингис-хан», член Международного сообщества писательских союзов. С 2004 года Каруев живет и работает за пределами не только родной республики, но и России. Выступает с сольными концертами в странах Европы, пропагандирует героический эпос «Джангар», калмыцкие протяжные песни, ритмические и лирические мелодии родного края. В начале этого года Каруеву рукоплескали в Париже, Вене и Праге. 

На днях он вернулся из Швеции, где участвовал «Uppsala International Sacred Music Festival» и в рамках его дал сольный концерт.

Предлагаем вниманию читателей фрагменты его отдельных рассуждений в формате монолога 

 

О МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ СКАЗИТЕЛЕЙ В ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ 400-ЛЕТИЯ  

«На конкурс в Нацтеатре ходил по личной инициативе. С женой и младшим сыном. Хотелось просто посмотреть на коллег по ремеслу, пообщаться с ними, многих ведь знаю еще с 2002 года, когда в Москве проходила «Душа России», и мне удалось стать ее первым лауреатом. Показалось, что мой нежданный приход внес сумятицу в ход конкурса. Ведь накануне его оргкомитет распространил информацию: Каруева звали, но он на приглашение не откликнулся и куда-то уехал. Ни для кого не секрет, что я неугоден местным властям, но, чтобы показать, что между эпосом «Джангар» и руководством республики трений нет, решили проводить эти международные конкурсы. Ничего плохого в этом не вижу, хотя их самодеятельный уровень заметен. Японцы, кстати, не прибыли именно поэтому. Заметил: кое-то из наших исполнял эпос, не понимая, о чем поет. Это все равно что, если я вдруг начну исполнять песню «Биттлз» без знания английского. А жюри сидело и молчало. Дескать, все нормально.

Но это не нормально. Те же японцы, прежде чем что-то делать, задаются вопросом: а не навредит ли это моему народу? У нас же трезвонили о Годе языка на каждом углу, а сами ловко уходили от темы, по существу, загоняя язык в еще больший тупик. Чингис-хан говорил: даже самого талантливого воина нельзя ставить командиром отделения, если он лишен чувства сострадания. Хороший экономист, хороший врач, хороший инженер не достоин руководящего кресла, если имеет способности обирать подчиненных. Конкурсанты-сказители, конечно, не виновны в том, что их уровень исполнения был низким. В этом виновна, прежде всего, всего наша действительность. Нельзя такими вот наскоками решать серьезные задачи. И особенно – в области сохранения языка. Анатолий Шалхакович Кичиков в свое время восклицал: «Эпос «Джангар» нужно заслужить!» Наши предки его выстрадали, а что же мы?..»

 

О КАЛМЫЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ, НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ

«Вам не показалось странным, что за год до 400-летия Минкульт РК лишился самостоятельности? Другими словами говоря, волею главы республики оказался в загоне, что спровоцировало в Москве адекватную реакцию. Потому, наверное, и денег дали мало, что «адреса получателя» перед собой не видели. Одно дело давать культуре, другое – когда с ним «в связке» еще и образование с наукой.

А люди, хорошо знающие свой язык, поющие на нем и исполняющие народные танцы, оказались марионетками у тех, кто всем этим тихо пренебрегает. Причем, что самое вопиющее, речь идет о наших соплеменниках. Взять, к примеру, тот же Год калмыцкого языка-2008. Это ведь была ничем не прикрытая попытка создать в республике иллюзию. Хотя все знают, что иллюзорного в жизни республики и без того хватает. Эта же иллюзия была самой циничной. Те, кто руководит калмыцкой культурой на самом верху, даже мыслят, извините, не по-калмыцки. Хотелось бы, конечно, обойтись без личного, но смолчать не могу. Неправильно поймут те, кто в меня продолжает верить. Как всем известно, я – народный джангарчи. Моя работа, слава богу, вызывает интерес не только в России, но и на Западе. Но здесь я стал никому не нужен».

 

О МОРАЛИ, ДОБЛЕСТИ И ДИСЦИПЛИНЕ

«В чем, как вы думаете, главная трагедия калмыков? В том, что мы потеряли этническую мораль и дисциплину. А мораль подразумевала любовь к родине, своим традициям, обычаям и языку. Они же, в свою очередь, порождали дисциплину. Но мораль утеряна, а без нее народ впадает в депрессию. Разлагается изнутри, позволяет себя рвать на куски. Знаете, к чему это может привести? К потере Калмыкии, как республики. Мы ведь когда-то жили в государстве, где воровство и убийство считались несмываемым грехом. Если, например, в войске Чингисхана головной всадник ронял поклажу, сзади идущий поднимал ее и передавал владельцу. Если он поступал иначе, ему ломали хребет. Сейчас, слава богу, к такой казни не прибегает, что, в принципе, гуманно. Но ведь и утерянное не возвращают, а растеряху сами калмыки иронично называют инородным словом «лох».

Раньше среди калмыков сама мысль о воровстве считалась позором. А наш язык, как никакой другой, богат пословицами и поговорками, клеймящими воров. Мне могут возразить: а как же набившее оскомину калмыцкое конокрадство? Отвечаю: угоняли ведь лошадей у врагов. И не обогащения ради, а во славу удали. Конокрады как бы бросали вызов неприятелям. По-русски выражаясь, «бросали перчатку». Другой нюанс: от угоняемого табуна оставляли вполне прилич-ную лошадь, чтобы хозяин мог на ней броситься в погоню. Таким вот образом поддерживался, если по-современному, дух «fair play» («честного соперничества»). Сейчас же воруют, не боясь ни бога, ни черта, и при этом регулярно ходят в хурул. Четыре года подряд, являясь Госсекретарем РК по национальной идеологии, я втолковывал эти категории Кирсану Илюмжинову, он соглашался, но ничего не предпринимал».

 

О ПРАЗДНОВАНИИ 400-ЛЕТИЯ, ЕГО МЕСТЕ В ИСТОРИИ КАЛМЫКОВ И СРАВНЕНИИ СО СРЕДНЕАЗИАТАМИ

«Всеми ожидаемый юбилей 400, как ни жаль, превратился у нас в праздник кучки властных «шишек». Не сомневаюсь: кто-то на этом мероприятии неплохо нажился. А итог получился как в том анекдоте: трудились все, а когда сели за стол, обед оказался кем-то съеденным. Так все и разошлись по своим углам, не солоно хлебавши. Один известный ученый, приезжавший к нам на юбилей, едва сойдя с трапа самолета в аэропорту Элисты, сказал: калмыки, к своему счастью или несчастью, появились на Руси в самый разгар так называемой «смуты». Когда Россия, без преувеличения, стояла на коленях. Однако наши ответственные за юбилей чины эту историческую гипотезу прошляпили. Что есть глубочайшая ошибка. Власти республики обязаны были донести эту, наукой доказанную, гипотезу до руководства страны. Корректно, грамотно, убедительно. Не думаю, что в Кремле ее приняли бы в штыки. И тогда юбилей-400 обязательно бы заимел другое звучание. Но таких умных людей в Оргкомитете, или как он там назывался, не нашлось. Точнее, такие люди у нас были и всегда будут, но делами, как правило, заправляют дилетенты. Очень жаль. Потому что другой повод напомнить о Денисе Спиридоновиче Калмыкове, участии калмыков в трех войнах с Турцией и многом другом, может и не подвернуться. Ясно одно: гений наших предков позволяет вспоминать о них правильно и широко. И, что самое примечательное, никто не заподозрит нас в бахвальстве или, допустим, национализме.

Думаю, организаторы юбилея-400 сильно просчитались, не позвав сюда российских журналистов. Их следовало бы звать в неограниченном количестве, встречать по самому высшему разряду, то есть «раскручивать» юбилей, не жалея средств и не считаясь со временем. России нужно было прожужжать все уши 400-летием еще за год-два до события. Чтобы хотя бы милиционеры Москвы, Питера и других городов страны узнали, наконец, кто такие калмыки и не гонялись за нашими земляками, как, извините, за таджиками и узбеками. Жителей Калмыкии сейчас интересует: сколько всетаки денег выделила Москва на юбилей – три миллиарда рублей, пять, шесть и сколько денег не хватило до «полного счастья»? В Кетченерах, например, «до пол- ного счастья» этой осенью не хватало 90 тысяч рублей. На покупку какого-то крана на газопровод. Время, увы, было растранжирено, и к нам приезжали не те, кто нужен. Чем они здесь занимались, знают только те, кто их сюда приглашал. Нужно было, кстати, позаботиться о каждом, без исключения, калмыке. О забытом в степи чабане и его семье и о работающих на посудомойке в Москве девочках. Юбилей был общим для всех и отдельно для каждого. Но и об этом забыли».

 

ОБ ЭКСПЕДИЦИИ ФЕДОРА КОНЮХОВА

«Я в полном недоумении: почему экспедицию поручили Конюхову? Он, не сомневаюсь, в этом деле спец, но он, нельзя забывать, представитель другого этноса. «По следам Великого шелкового пути» должны были пройти представители от каждого калмыцкого совхоза. Самые достойные, самые толковые, самые выносливые. Надо было также подобрать ученых этого профиля, чтобы они, в компании с талантливыми журналистами, давали репортажи из пути следования. Потом путники вернулись бы домой и рассказали каждый своему роду об увиденном. Но чиновники из правительства предпочли что-то вроде туристического шоу. И экспедиция, благодаря их бестолковому патронату, закончилась крахом. Сейчас, вдогонку событию, оправдываются, мол, денег не хватило, обстоятельства какие-то вмешались. Я же считаю, что дело не в деньгах и чем-то еще. Дело в отсутствии политической воли. А деньги можно было бы найти путем добровольных пожертвований. Каждый бы род скинулся бы на такое святое дело, не задумываясь. Экспедиция завершилась, но ни один из участников перехода до сих пор не стремится рассказать о его перипетиях. Неужели нечего вспомнить? Думаю, очень заурядным проведением юбилея наши местные правители сделали для Калмыкии хуже, чем было до того. Есть выражение «хотели как лучше, получилось - «как всегда». У нас же «лучше» если и хотели, то весьма слабо. Потому и получили еще хуже, чем было».

 

О КАЛМЫЦКОМ ЯЗЫКЕ, МАЛЫХ ЭТНОСАХ И УТЕРЯННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

«Чем коварны русскоговорящие калмыки-руководители? Видимо, тем, что стали похожими на Иванов, не помнящих родства. И, в свою очередь, отдающими бразды правления таким министрам как Бадма Салаев. Красиво говорящему на родном языке, но абсолютно беспринципному. Салаев лишь создает видимость, что радеет и за образование, и за культуру, и за все остальное, что связано с родным этносом. Как-то на совещании ему задали вопрос по кетченеровскому селу Обильному, где дожились до того, что нет детей, которые должны посещать начальную школу. Причина - низкая рождаемость прошлых лет. Салаев ответил, мол, он «в курсе» этого ЧП, но, «что поделаешь, жизнь такова». То есть сей грустный факт он, как министр образования, констатирует. Потому что служебную записку ему на этот счет вовремя подсунули. Констатирует, и на том точка. Примерно так же меня в 1994 году «успокоили» в ЮНЕСКО. Когда речь зашла об исчезающих малых этносах: мол, что поделать, тенденция такова. Во всем мире. Так вот, во всем мире пусть творится что угодно, но мы туда относиться не должны. Потому как сказанное Салаевым и официальными лицами ЮНЕСКО – цинизм. Салаев во всей этой истории своего рода «заводная игрушка». По-калмыцки говорящая, но мыслящая не в унисон со своим народом. И таких, как Салаев, в нашем «Белом Доме» хватает: тихо шуршащих бумагами в своих кабинетах и не имеющих жизненных позиций. Мы, калмыки, в круговороте событий прошлого и настоящего потеряли свою интеллигенцию. Она смыта «кровавой рекой». Те, кто остался после такого «стихийного бедствия», не знают, как им быть дальше. А те, кому следовало бы ситуацию выправлять, недееспособны. Они трусливо замаскировались, потому что так им удобнее».

 

О СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА

«Меня часто спрашивают об этом, и каждый раз я чувствую угрызение совести, что мы дожили до такого вот стыда. Как сохранить родной язык? Думаю, нужно сделать попытку избавиться от грамматики и всего, что с ней связано. Хотя бы на короткое время. Все дошкольные учреждения и начальные классы необходимо «утопить» в бытовой разговорной речи. Всем взрослым, независимо от рода их деятельности и правильно говорящим на калмыцком языке, создать максимальный контакт с детьми. Нужно, таким образом, выделить людей, которые смогут научить детей обиходной речи. Беда в том, что потихоньку уходят старики, многие из которых знают язык идеально. Им нужно давать звания «народного учителя», добавлять пенсию и направлять в школы. Что касается учителей калмыцкого… Им нужно отдать должное, они стараются, как могут. Но ведь одни только учителя калмыцкого воз из трясины вытащить не смогут. Нужна поддержка властей всех уровней. И пусть в этом святом деле не остаются в стороне родители».

 

Источник: «Элитиский курьер» от 12 ноября